Общие требования к сайтам
Что мы пониманием под «требованиями здравого смысла»? Это требования, которым в идеале должны соответствовать все веб-ресурсы, чтобы пользователями было приятно с ними работать.
К ним относятся:
- Не раздражающий дизайн
Никаких вычурных шрифтов и кислотных цветов. Дизайн сайта не отвлекает, он помогает найти то, за чем пришел посетитель.
- Понятная структура
Пользователь должен в 2-3 клика добраться до нужного ему раздела.
Если у вас на сайте много разнородной информации, сделайте поиск по сайту. Обязательно проверьте, чтобы он работал.
- Адаптивная версия сайта
К январю 2019 года количество людей, которые пользуются мобильными телефонами, составило 5,1 миллиарда. Из них не менее половины регулярно выходят в интернет со своих устройств. Вот почему у современного сайта должен быть адаптив, то есть, сайт должен корректно отображаться не только на компьютере, но и на телефоне.
Проверьте, насколько «красиво» выглядит ваш сайт на мобильном, и исправьте ошибки, если они есть.
- Высокая скорость загрузки
Люди не готовы ждать больше 3 секунд, пока загрузится сайт. Это правило работает и для компьютеров, и для смартфонов.
Исключение — случаи, когда на сайт зайти действительно нужно, но при этом вы получите недовольного и раздраженного посетителя, который и жалобу напишет при случае.
- Наличие версии сайта для слабовидящих
В соответствии со ст. 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Этот пункт, а также ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» и Руководство по обеспечению доступности веб-контента WCAG 2.0 косвенно регламентируют наличие у сайта версии для слабовидящих.
Мы не нашли действующих законодательных актов, которые бы черным по белому указывали на требование иметь такую версию всем интернет-ресурсам, в том числе, сайтам образовательных организаций. Тем не менее есть прецеденты, когда прокуратура удовлетворяла иски об отсутствии у сайтов школ версии для слабовидящих. Чтобы обезопаситься, сделайте сайт доступным для инвалидов в соответствии с ГОСТом.
Для примера держите версию сайта Президента России — http://special.kremlin.ru/events/president/news
В настройках легко выбирается:
- цветовая схема,
- размер шрифта,
- показ или запрет изображений,
- интервал между буквами.

- Возможность обратной связи
Дайте посетителю возможность связаться с вами не только по телефону или почте, но и через форму на сайте. Там он сможет задать вопросы, выразить благодарность или оставить критическое замечание (критика тоже бывает полезной).
Главное, не забудьте разместить в форме ссылку на документ о политике конфиденциальности, чтобы не нарушать требования Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Кстати о персональных данных.
- Соответствие требованиям закона о персональных данных
Любая организация, которая работает с личными данными граждан (паспорта, медкнижки, информация о местах жительства и прочая информация), попадает под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Законодательные требования распространяются также на сайты образовательных учреждений.
Чтобы сайт не нарушал закон, проверьте сами или спросите у компании-разработчика:
1) Где хранятся данные сайта?
Хранить информацию разрешено только на территории Российской Федерации.
2) Размещен ли на сайте раздел «Политика обработки персональных данных»?
Раздел должен быть, а информация в нем должна рассказывать о соблюдении конфиденциальности именно в вашей организации и на вашем сайте. Не копируйте бездумно текст других сайтов. Надежнее привлечь юриста.
3) Есть ли на сайте уведомление о сборе и обработке данных и спрашивается ли согласие пользователя на это?
Как правило, при первом переходе на сайт посетитель видит уведомление о сборе cookies — данных о пользователе, которые сохраняются на компьютере. Человек может согласиться с этим либо покинуть сайт.

Уведомление о согласии на обработку данных также указывается в формах заявки (на консультацию, на звонок и пр.).

Таким образом, общие требования к сайту сводятся к следующему:
- приятный дизайн;
- грамотная структура;
- наличие адаптивной версии;
- быстрая загрузка страниц;
- наличие версии для слабовидящих;
- формы обратной связи;
- соответствование требованиям об обработке персональных данных.
Специфические требования к сайту образовательной организации
Эти требования в основном прописаны в:
- Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 28, 29)
- Постановлении от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
- Приказе от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и формату представления на нем информации»
- Методических рекомендациях о размещении <…> информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»
Нормативные документы указывают, какую информацию надлежит разместить на сайте образовательной организации и в каком виде, при этом:
- раздел «Сведения об образовательной организации» с подразделами — обязателен;
- раздел «Информационная безопасность» — рекомендован для общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования (но, помня о ситуации с версией сайта для слабовидящих, мы советуем оформить раздел в обязательном порядке).
Раздел «Информационная безопасность»
Задача раздела — рассказать сотрудникам, учащимся и их родителям о политике образовательного учреждения в сфере информационной безопасности. Содержит сведения о законах, проектах по повышению информационной грамотности, советы о том, как пользоваться компьютером и интернетом безопасно, сохранять свои персональные данные и не стать жертвой интернет-мошенников.
Имеет подразделы:
- Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся (сканы документов в pdf)
- Нормативное регулирование (сканы документов в pdf или ссылки на соответствующие документы на сайтах органов государственной власти)
- Педагогическим работникам — методические рекомендации, перечни мероприятий, проектов и программ по повышению информационной грамотности сотрудников (сканы документов в pdf)
- Обучающимся — текст памятки (приложение №2 Методических рекомендаций) и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности обучающихся.
- Родителям (законным представителям) обучающихся — текст памятки (приложение №3 Методических рекомендаций)
- Детские безопасные сайты — информация о рекомендованных для использования безопасных сайтах, баннеры безопасных детских сайтов.
Раздел «Сведения об образовательной организации»
Самый важный (с точки зрения закона) раздел сайта. Чтобы правильно его оформить, нужно:
- соблюсти структуру;
- разместить документы в предписанных форматах;
- использовать специальную разметку.
I. Структура раздела
Создайте раздел «Сведения об образовательной организации».
Это будет простая страничка со ссылками на подразделы, о которых речь пойдет ниже.
Адрес страницы раздела «Сведения об образовательной организации» должен иметь вид —
https://название-вашего-сайта/sveden.
Ссылки на подразделы тоже строго регламентированы. Мы разместим их в соответствующих параграфах.
Пользователь должен найти ссылку на раздел «Сведения об образовательной организации»:
- на главной странице сайта (например, поставьте ее рядом с картинкой лицензии);
- в главном меню.
Заполните подразделы и поставьте на них ссылки на странице сведений об образовательной организации.
Ниже мы приводим название раздела, ссылку и требуемое содержание.
1. «Основные сведения» — https://название-вашего-сайта/sveden/common
- дата создания организации;
- учредители;
- место нахождения;
- филиалы;
- режим и график работы;
- контактная информация (в том числе адреса электронной почты).
2. «Структура и органы управления образовательной организацией» — https://название-вашего-сайта/sveden/struct
- Структура и органы управления образовательной организации;
- Наименование структурных подразделений (органов управления, далее — СП).
- Руководители СП
- Местах нахождения СП
- Адресах официальных сайтов в сети «Интернет» СП
- Адресах электронной почты СП
- Сведения о наличии положений о СП (об органах управления) с приложением их копий
3. «Документы» — https://название-вашего-сайта/sveden/document
- устав
- лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями)
- свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями)
- план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетные сметы
- локальные нормативные акты, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора;
- отчет о результатах самообследования;
- документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
- документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми (интернаты, продленка);
- предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний).
4. «Образование» — https://название-вашего-сайта/sveden/education
Блок 1:
- Уровни образования
- Формы обучения
- Сроки обучения
- Сроки действия государственной аккредитации образовательной программы
Блок 2:
- Описание образовательной программы с наименованием программы
- Учебный план, аннотация к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)
- Календарный учебный график
- Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
Блок 3:
- Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой
Блок 4:
- Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет:
- бюджетных ассигнований федерального бюджета,
- бюджетов субъектов Российской Федерации,
- местных бюджетов
- и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц
Блок 5:
- Языки, на которых осуществляется образование (обучение).
Блок 6:
Образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, дополнительно, для каждой образовательной программы указывают:
- уровень образования;
- код и наименование профессии, специальности, направления подготовки;
- информацию о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для вузов и ДПО);
- информацию о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки;
- информацию о результатах приема по каждой профессии, специальности и т.д. с различными условиями приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления.
5. «Образовательные стандарты» — https://название-вашего-сайта/sveden/eduStandarts
Копии (при наличии) или ссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации
6. «Руководство. Педагогический состав» — https://название-вашего-сайта/sveden/employees
6.1. Руководящий состав (список, ФИО, должность, контактные телефоны, адреса электронной почты)
- руководитель образовательной организации
- его заместители
- руководители филиалов образовательной организации
6.2. Персональный состав педагогических работников
- список
- образование
- квалификация и опыт работы
- ФИО
- должность
- преподаваемые дисциплины
- ученая степень
- ученое звание
- наименование направления подготовки и (или) специальности
- данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
- общий стаж работы
- стаж работы по специальности
Обратите внимание, что размещать фото преподавателей необязательно. Но если вы решили это сделать, то нужно письменное согласие лица, чье фото вы хотите разместить, т. к. по Закону N 152-ФЗ фотоизображение гражданина, на основании которого можно установить его личность, является его биометрическими персональными данными.
7. «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» — https://название-вашего-сайта/sveden/objects
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе сведения:
- о наличии оборудованных учебных кабинетов,
- объектов для проведения практических занятий,
- библиотек,
- объектов спорта,
- средств обучения и воспитания,
- об условиях питания и охраны здоровья обучающихся,
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающимся
— в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
8. «Стипендии и иные виды материальной поддержки» — https://название-вашего-сайта/sveden/grants
- Наличие и условия предоставления стипендий
- Наличие общежития, интерната
- Количество жилых помещений в них для иногородних обучающихся
- Формировании платы за проживание в общежитии и иные виды материальной поддержки обучающихся
- Трудоустройство выпускников
9. «Платные образовательные услуги» — https://название-вашего-сайта/sveden/paid_edu (или paidedu)
Информация о порядке оказания платных образовательных услуг.
10. «Финансово-хозяйственная деятельность» — https://название-вашего-сайта/sveden/budget
- Информация об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет:
- бюджетных ассигнований федерального бюджета,
- бюджетов субъектов Российской Федерации,
- местных бюджетов,
- по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц,
- Информация о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
11. «Вакантные места для приема (перевода)» — https://название-вашего-сайта/sveden/vacant
Количество вакантных мест для приема (перевода) по:
- каждой образовательной программе,
- профессии,
- специальности,
- направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц).
С октября 2019 года на сайтах вузов должны быть еще два подраздела:
- «Международное сотрудничество» с информацией о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и международными организациями по вопросам образования и науки;
- «Доступная среда» с информацией о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
II. Документы
В каждом подразделе вы, помимо информации в текстовом или табличном виде, выкладываете файл соответствующего документа в форматах (на выбор):
- .pdf,
- .doc, .docx, .xls, .xlsx,
- .odt, .ods.
Заметьте, размещать сканы в виде картинками (.jpg, .png) нельзя. Также нельзя размещать заархивированные файлы.
Размер файла ограничен 15 мб. Если больше, разделяете на несколько файлов.
Документ должен быть читаемым, с разрешением не менее 75 dpi.
III. Разметка
По Приказу от 29 мая 2014 г. N 785 все страницы сайта из раздела «Сведения об образовательной организации» должны содержать специальную html-разметку. Однако, что это за особая разметка, зачем она нужна и как её делать, в приказе не сказано.
Итак, если сайт — это набор документов (файлов), написанных на своем «языке» — HTML, то разметка — «слова» этого языка, теги. Например, тег форматирования <strong> добавляет тексту жирность.
Есть теги, которые предназначены исключительно для программ (поисковых роботов, сборщиков информации и пр.), — семантические теги. Они помогают распознавать, какой вид информации содержится на странице.Сайты образовательных организаций должны иметь разметку для того, чтобы пройти автоматизированную процедуру мониторинга Рособрнадзора. Специальная программа («паук») проверяет сайт на наличие необходимых разделов и документов, далее данные передаются в Рособрнадзор.
Ежегодно такой анализ проходят все вузы, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности. Информации об автоматическом мониторинге сайтов других образовательных организаций мы не нашли, однако пункт Приказа №785 о спецразметке действует для всех.
Для разметки сайта можно воспользоваться «Методическими рекомендациями представления информации об образовательной организации высшего образования в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования». Они обновляются каждый год.
Некоторые ответы на частые вопросы о разметке можно посмотреть на сайте системы «АИС Мониторинг».
Пример микроразметки:
<div itemprop="osnovSveden">
<div><p>Дата создания образовательной организации:</p> <p itemprop="regDate">23.10.2000</p></div>
<div><p>Адрес:</p><p itemprop="address">г.Москва, ул. Волхонка, 12</p></div>
<div><p>График работы образовательной организации:</p><p itemprop="workTime">Пн.-Пт. 8:30-20:00</p></div>
<div><p>Контактные телефоны:</p><p itemprop="telephone">8-495-123-12-12</p></div>
<div><p>Адреса электронной почты:</p><p itemprop="email">univer@uni.ru</p></div>
</div>
Образовательная организация обновляет сведения не позднее 10 рабочих дней после их изменений.
Сведения об образовательном учреждении размещаются на русском языке, однако по желанию вы можете разместить данные и на своем национальном языке.
Положение о сайте образовательной организации
Все характеристики веб-ресурса, порядок обновления информации и ответственных закрепляются в Положении о сайте, который разрабатывает организация.
Положение обычно содержит разделы:
- Общие положения
- Цели и задачи сайта
- Структура, содержание и функционирование сайта
- Порядок размещения и обновления информации на сайте
- Ответственность
Скачать Примерное положение о сайте.docx
Ответственность за нарушение требований к сайту
Нет одной конкретной статьи КоАП, которая бы регламентировала виды наказаний за нарушения требований к сайту образовательной организации, так как нарушения могут касаться разных моментов:
- несоблюдение требований к защите персональных данных;
- размещение информации, запрещенной законом РФ;
- размещение файлов сайта на серверах, которые находятся не на территории РФ;
- нарушение правил свободного доступа к информации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие информации о платных услугах и т.д.
Соответственно, виды ответственности и размеры штрафов будут разными.Если Рособрнадзор обнаруживает нарушения в ходе проверки, то он выписывает предписания, по которым образовательное учреждение должно устранить нарушения. В противном случае, юрлицу грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Резюмируем:
Сайт образовательной организации должен:
- быть (ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- размещаться на территории РФ;
- быть удобным и понятным для пользователя;
- иметь версию для слабовидящих;
- соблюдать требования закона о персональных данных;
- иметь раздел «Сведения об образовательной организации», в котором страницы оформлены с помощью специальной разметки;
- иметь раздел «Информационная безопасность»;
- не содержать информацию, запрещенную законами РФ;
- сопровождаться Положением о сайте образовательной организации.